В Digital Security подготовили обзор по безопасности высокоскоростных поездов

22.07.2016

Компания Digital Security открывает цикл аналитических обзоров, посвященных безопасности транспорта и промышленных объектов. Первый обзор серии подготовлен Егором Литвиновым, ведущим специалистом по безопасности АСУ ТП Digital Security, который сосредоточил свое внимание на ИБ высокоскоростных поездов на основе информации из открытых источников. Специалист Digital Security описал инфраструктуру современного поезда, а также представил возможные векторы атак, которые в потенциале имеются в распоряжении злоумышленников. Обзор полностью можно почитать в нашем блоге на Хабре.  

Эксперт Digital Security подробно рассмотрел системы безопасности, применяемые на современных высокоскоростных поездах. Количество таких платформ растет, они становятся все сложнее. При этом, они базируются на основе известных технологий, включая Ethernet, CAN, RS-485. Все чаще начинают применяться различные ПЛК и промышленные компьютеры под управлением ОС Windows/Linux/QNX. Кроме того, растет популярность систем, использующих радиоканал (как пример – GPS/ГЛОНАСС, GSM-R). Наблюдается увеличение объема передаваемой информации между поездом и другими системами и рост систем автоматики, отвечающей за безопасность и комфорт пассажиров. Преступники при желании могут воспользоваться слабостями протоколов GSM и GSM-R.

Другим возможным вектором атак может служить различное воздействие на путевую автоматику, которая взаимодействует с поездом. Например, злоумышленники могут подключиться к «путевой системе» АЛСН и изменить кодовые посылки импульсов. Учитывая тот факт, что сегодня Wi-Fi/Ethernet начинает доминировать при построении TCN, при правильном стечении обстоятельств, может сложиться ситуация, когда злоумышленник, подключившись к Wi-Fi в вагоне, сможет получить доступ и к другим узлам на шине MVB/WTB. А в ряде случаев данные узлы обладают очень неплохой производительной мощностью.

Еще один из возможных векторов атак – атаки на компьютеры, к которым подключается различное мобильное диагностическое оборудование, осуществляющее диагностику подвижного состава. Не стоит забывать и про возможный сценарий, когда оборудование заражается вредоносным ПО на пути следования от производителя до заказчика.

Многие технологии, которые используются в современном высокоскоростном поезде, по отдельности уже хорошо изучены и «поломаны». Поезд представляет собой агрегацию таких технологий в единое целое, поэтому для реализации различного рода атак злоумышленникам придется атаковать сразу несколько различных систем, учитывая специфику железной дороги.